«Я назову компанию «Яблоко», если к 5 часам вы не предложите лучшего!» – сказал однажды Стив Джобс, легендарный основатель Apple и автор не менее легендарных мотивационных цитат.
И назвал! А впоследствии – действительно «попал в яблочко», подарив миру одну из наиболее популярных и топовых фирм современности. Везение, чистая случайность или запланированный маркетинговый ход?
На что делать ставку при выборе названия для своего магазина, ресторана, любой торговой точки или торговой марки? Мы подготовили для Вас небольшой перечень советов, который поможет Вам грамотно придумать это название так, чтобы оно было не просто эффектным, но и эффективным.
Да потому что только палец может быть безымянным! В названии и имени нуждается практически всё в этом мире. Ведь в большинстве случаев обезличенный объект – это объект, к которому отсутствует интерес, что абсолютно и особенно недопустимо в сфере бизнеса.
Поскольку сейчас очень модно и актуально употребление слов иностранного происхождения, слово «имяобразование» уже не в тренде. Компанию маркетингу, брендингу и прочим «-ингам» теперь составляет нейминг, подразумевающий основательный процесс разработки уникальных названий фирм, товаров и услуг (от англ. «name» – имя).
Название фирмы, магазина – первое, с чем сталкиваются клиенты. Следовательно, необходимость в его удачном выборе ставит нелёгкую задачу перед любым предпринимателем.
Но! Если постараться и задействовать весь свой аналитический и креативный умственный потенциал, можно превратить эту проблему в очередной плодотворно-прогрессивный этап на пути к достижению успеха.
Конечно же, можно обратиться за помощью к профессионалам. А можно и самому примерить на себя роль нейммейкера, ведь никто не может знать Вашу фирму или магазин лучше Вас. Как показывает практика, наилучшие «выстреливающие» названия принадлежат авторству именно самих владельцев.
Удачно подобранное уникальное название – это та отправная точка, с которой начинается формирование имиджа, точка, задающая тон дальнейшей её рекламной деятельности с целью популяризации и продвижения.
Следовательно, делаем вывод, что нейминг нужен для того, чтобы:
Помимо финансовых вложений в бизнесе нужен неисчерпаемый запас терпения, усидчивости и стремления. А также – умение определять для себя первоочерёдные этапы, к которым как раз и относится подбор названия. И именно в достойных самоидентификации и позиционировании искусство нейминга Вам призвано помочь.
Название должно быть лаконичным и запоминающимся, словно «прилипающим» к восприятию. Ни в коем случае нельзя использовать 3-этажные конструкции, которые будет сложны не только в запоминании, но и в прочтении, напр.: «Красивые вещи для вашего уютного дома и вашего сада». Если говорить об оптимальной длине названия, то это 1-4 слога. Всё, что свыше, люди автоматически начинают сокращать, напр., «Полная корзинка» становится просто «Корзинкой».
На подсознательном уровне название должно вызывать позитивным ассоциации, быть вдохновляющим, веселящим, дарить уверенность или надежду, быть приятным, напр., детский развлекательный центр «Улыбайка», ветеринарный центр «ЛапУшка». Особенно в стрессовых условиях современной жизни, когда людям не хватает позитива, такие названия очень сильно «цепляют» внимание и вызывают интерес. Еще хорошо, когда название красиво и вербально приятно звучит.
Или напр., название ювелирного магазина «Ломбард Джини», построенное на игре слов, ассоциируется с дорогим брендовым авто Lamborghini, следовательно, вызывает положительный образ.
Только представьте, сколько есть ларьков с названием «Хлеб» и магазинов с названием «Продукты». Даже не сосчитать. Не смотря огромный спрос на данную группу товаров, интересное название поставило бы огромный плюс в пользу определённого магазина и выделило бы его среди остальных, напр., «Хлебушек», «За хлебушком» и т.д. Поэтому, избегайте названий, которые перекликаются с названиями конкурентов. Не говоря уже о названиях, дублирующих уже существующие, во избежание плагиата и судовых процессов, связанных с интеллектуальной собственностью. Проверить уникальность выбранного Вами названия Вы можете в интернете. А тем более, если планируете открывать сайт, такое доменное имя должно быть доступно и содержать минимум интерпретаций.
Если Вы не хотите, чтобы выбранное Вами название где-то всплыло в курьёзном контексте или предполагаете, что с Вашей фирмой смогут взаимодействовать иностранцы, – учтите все нюансы перевода и транслитерации. Ведь не известно, в каком контексте название будет звучать на другом языке и что будет значить (может, отрицательно или даже непристойно).
Название должно отражать тематику и идею бизнеса в любой сфере, полностью соответствуя общей концепции позиционирования. Иногда случаются абсолютно нелепые варианты, напр., магазин мужской одежды «Руслан и Людмила». Ну, Руслан – понятно. А Людмила-то тут причём? Или если назвать магазин фирменного обмундирования для силовых и охранных структур «Стиляга», это будет звучать просто смешно, а вот «Форпост » или «Эгида» – это уже совсем другое дело.
«Всё для новобрачных», «Студенческое кафе» – такие названия способствуют притоку и привлечению внимания именно той категории клиентов, в которой Вы заинтересованы. Напр., сразу понятно, что пельмени «МаНюНям» предназначены для маленьких детей. Поэтому, очень важно учитывать ориентир на гендерные пристрастия и ценности потенциальных потребителей, а также – на соответствие их стилю жизни.
По сути, механизм действия коммерческого названия базируется на двух самостоятельных аспектах: на смысле и впечатлении. Ваша задача – объединить эти аспекты в гармоничный тандем. Естественно, на это понадобится не один день, но результат будет того стоить.
Чаще обращайтесь к своему воображению, представляя, как это название будет сочетаться со слоганом, который впоследствии хорошо бы было придумать, смотреться на визитке, логотипе, вывеске, звучать в рекламе и т.д., и т.п. Ведь тот же Стив Джобс говорил: «Работать надо не 12 часов, а головой». Только в таком случае Вы добьётесь отличных результатов.
Учитывая то, что всё гениальное просто, возможно именно Ваше имя или фамилия станут знаковыми в процессе нейминга. Использование антропонимов (ФИО людей или их псевдонимов) – это один из наиболее популярных способов, который держится на пике популярности уже не один десяток лет. Яркий тому пример – автомобильные концерны. По статистике, треть названий из 100 самых дорогих и успешных брендов – это фамилии и имена их учредителей, напр.: Toyota, Ford, Honda, Phillips, Mercedes, Procter&Gamble, Gilette. Не говоря уже о фешн-индустрии: Prada, Gucci, Louis Vuitton и пр. В таком случае на передний план выходит прямая идентификация и репутация учредителя, что автоматически вызывает доверие и повышает статус фирмы.
То есть – комбинируйте слова, составляя новоформу. Это одна из наиболее популярных «фишек» нейминга, и название бренда спортивной одежды Adidas – явное тому подтверждение. Ведь образовано оно 2 частями от имени и фамилии основателя – Адольфа Даслера. В этот же пункт можно втиснуть усечение, вычленение или вырезание определённых слогов со слов, словосочетаний, имён или фамилий (как в случае с концерном «Roshen»).
Такой ход называется заумным поэтическим словом «аллитерация», подразумевающим повторение одинаковых звуков в тексте для придания ему большей выразительности. Именно аллитерация способствует запоминанию стихов и песен. Поэтому, если в выбранном Вами названии будет рифма (напр., «Букеты от Светы» и т.п.) и определённый ритм, как у Coca-Cola или Chupa-Chups, его будет намного легче запомнить.
Этот способ приходит на выручку, если нет возможности избежать длинного названия. Так, например, поступили IKEA, BMW и NASA (National Aeronautics and Space Administration) или знаменитое издательство «МИФ» (аббревиатура от фамилий владельцев – Манн, Иванов, Фербер).
Проанализируйте всё, с чем будет связаны Ваши товары или услуги, как это сделали владельцы авто-бренда Jaguar, подчеркнув таким названием всю мощь, красоту и скорость своих машин. Или как шоколадка Bounty, обещающая «райское наслаждение», потому что названа в честь красивейшего архипелага в Тихом океане.
А точнее, к географии, ботанике, астрономии и любой другой науке, которая может Вам «подкинуть» удачное и красивое слово. Такой способ нейминга тоже входит в число наиболее популярных, позволяя установить более эмоциональный контакт с потребителем, выводя на первый план конкретный образ.
Это могут быть названия растений и животных (зоонимы), рек, гор, городов и любых географических объектов. Так, магазин с товарами для турпоходов и альпинизма может называться «Монблан», а с индийскими товарами и благовониями – «Агра» (город, где расположен знаменитый Тадж-Махал).
Ведь даже самые обычные и банальные слова в переводе на иностранный язык звучат красивее, интригующе и мелодичнее. Например, когда-то в линейке мобильных телефонов Samsung фигурировала серия «La Fleur», что в переводе с французского означает «цветок». Согласитесь, такое название звучит намного лучше и эффектнее, чем привычное английское «flower».
Или их авторам. Так в ход могут идти культовые сказки, разного рода литературные произведения и их герои. Чем ни удачное название для кондитерской «ТОРТилла»!
То же самое касается произведений искусства и архитектуры, напр., магазин дорогой мебели может смело называться «Версаль» – и кратко, и благозвучно, и красиво. А магазин с товарами для художников – «Рафаэль».
Мы можем долго приводить примеры удачных и неудачных названий, т.к. и в нейминге бывают 100% промахи. Понятно, что продуктовый магазин лучше назвать «Вкусняшкой», а не «Обжорой» и цветочный – «Розеттой», а не «Кактусом». Хотя, всё – относительно и индивидуально. Но желание сказать «нет» затёртым, избитым фразам и банальности не должно приводить Вас к абсурду.
Настоятельно не рекомендуем объединять сразу две надписи на одной вывеске одного магазина. Да, нехватка места диктует свои условия, но объединять магазин сладостей «Лакомка» и ритуальных товаров «Последний путь» – крайне неразумно.
Важно помнить, что в подборе названия есть как креативный аспект, который важен для конечного потребителя (как звучит, как запоминается, какие ассоциации вызывает), так и маркетинговый (способствует ли оно конкурентоспособности и продвижению на рынке), который важен для Вас.
Очевидным остаётся факт, что удачный меткий нейминг – это существенный рывок вперёд. Основательный подбор названия – это Ваша обязанность и долг в первую очередь перед своей фирмой и один из залогов её дальнейшего успешного развития.
Если следовать правилу «7 секунд», первое впечатление о человеке формируется именно за такой временной промежуток. С впечатлением о магазине – примерно та же ситуация. И начинается оно именно с названия, которое должно быть оригинальным и цепким.
Рекламное агентство «Ташута» предлагает Вам на выгодных условиях вывески для магазина, световые буквы и другие средства наружной рекламы, которые это название ярко и достойно представят вниманию Ваших клиентов.